Почти все фильмы о легендарном разбойнике из Шервудского леса, начиная с цветной американской версии 1939 года с неотразимым Эрролом Флинном в главной роли, строились из одних и тех же блоков. Робин Гуд (он же деклассированный сэр Роберт Локсли) был анархиствующим пофигистом с обостренными чувствами юмора, справедливости и легитимизма
Своих врагов он предпочитал не убивать, а ставить в идиотское положение. Бунтарем не был: боролся против незаконного и плохого правителя (принца Джона) и по-своему верно служил законному королю Ричарду Львиное Сердце. В финале последний возвращался из плена, приказывал добродетели торжествовать над пороком и соединял руки Робина и высокородной девицы Мэрион.
Неромантичный XII век Исключением (не очень удачным) был фильм «Робин и Мэриан» (в нашем прокате — «Возвращение Робин Гуда») с Шоном Коннери и Одри Хепберн, обоим было под пятьдесят. Постаревший, усталый Робин — Коннери вызывал чувство жалости; ему физически уже было не по силам вести веселую жизнь разбойника. И вот пришел Ридли Скотт и все перевернул вверх дном.
В Шервудский лес Робин уходит только в последних кадрах. До того режиссер и его сценаристы рассказывают нам масштабную историю об английском Средневековье со всеми его прелестями: дикостью, антисанитарией, жестокостью, судорожными попытками слабого и истеричного короля казаться сильным и могучим, непомерным налоговым бременем, интригами и предательством феодалов…
Словом, Ридли Скотт делает вид, что ничего не помнит о традиционном Робин Гуде. Зато хорошо помнит собственные исторические блокбастеры — «Гладиатор» и «Царство небесное». В «Робин Гуде», как и в них, судьба играет человеком, а человек играет навязанные ему роли и при этом стремится остаться собой, не поступиться честью и достоинством.
Заглавную роль, как и в «Гладиаторе», играет брутальный Рассел Кроу, актер, который в римской тоге, камзоле морского волка времен парусного флота или в кольчуге выглядит несравненно убедительнее, чем в современном костюме, — но актер, совершенно противопоказанный приукрашенному «романтическому» кинематографу.
И в этот раз Кроу настолько плотно входит в шкуру и в душу воина XII столетия, что разрушает надуманные представления о рыцарской эпохе как об эпохе сверхчеловеческого благородства. Его Робин — простой лучник, но человек независимый; он режет правду-матку в лицо королю Ричарду (который в фильме таков, каким был в жизни — авантюрист, воюющий ради того, чтобы воевать, и плюющий с высокой колокольни на то, во что обходятся казне его заморские походы).
Ричард сажает строптивого солдата в колодки, но тут случается известный конфуз со стрелой, пущенной из осажденной им крепости, король умирает, а Робин, отбыв наказание, соображает, что надо поскорее отсюда давать деру, пока демобилизация не примет массовый характер.
Далее волею обстоятельств (и старого лорда Уолтера Локсли, которого играет Макс фон Сюдов) простолюдину Робину Лонгстрайду приходится выдавать себя за погибшего сэра Роберта Локсли.
Мэрион при таком раскладе — вдова сэра Роберта. Отнюдь не романтическая особа, падающая в обморок при удобном случае! В исполнении Кейт Бланшетт она эдакая барыня-крестьянка, которая если коня на скаку не остановит, то как минимум сумеет запрячь его в плуг и вспахать поле (что, согласитесь, практичнее).
Несправедливого монарха Ридли Скотт позаимствовал из своего же «Гладиатора»; Джон, вошедший в историю как Иоанн Безземельный, в исполнении Оскара Айзека, такой же гнусный и порочный сукин сын, как римский император Коммод в исполнении Хоакина Феникса. Традиционный враг Робина шериф Ноттингемский (должность вроде нынешнего уездного старейшины) появляется в кадре ненадолго и особой роли не играет — как, кстати, и легендарные соратники нашего героя Маленький Джон, Вильям Скарлетт, Аллан э-Дэйл и монах брат Тук, а коварного рыцаря Гая Гисборна тут и вовсе нет.
Соавтор хартии Зато есть лысый негодяй лорд Годфри (Марк Стронг), который входит в доверие к болвану Джону впоследствии Безземельному, восстанавливает против него народ непосильными поборами и ценами на продукты питания и тепло, и в довершение всего организует высадку на английском берегу французских оккупантов (снятую очень похоже на высадку англо-американских войск в Нормандии в 1944 году).
Герой Рассела Кроу в таких условиях на королевскую милость надеяться не может. Хотя добрых дел совершает поболе, чем его предшественники в той же роли. Борется-то он не за «хорошего короля», а за социальную справедливость! Против всех, кто лишает человека средств к существованию.
Но патриотизма у него тоже достаточно: нападение французов Англия отбивает в первую очередь благодаря героизму Робина. Правда, в фильме он не грабит богатых и не раздает награбленное бедным, но на фоне происходящего это — такой пустяк, что даже вспоминать неловко.
У Робина другая цель. Его покойный папа был хоть и каменщиком, а человеком продвинутым и собственными усилиями дошел до мысли о конституционном строе. Найдя отцовский проект справедливого социального устройства, Робин Гуд устраивает так, что этот текст (позднее, в 1215 году, подписанный королем и названный Великой хартией Вольностей) вручают безземельному Джону. Ну а тот… Впрочем, увидите сами.
Фильм снят эффектно, средневековый лес ничуть не похож на ухоженный парк с дорожками для верховой езды, батальные сцены впечатляют, а вложенная в фильм идея подается сурово и без излишнего пафоса.
72-летний Ридли Скотт снял идеальный фильм для юношества… и для тех, кто, несмотря на возраст, сохраняет веру в идеалы чести и справедливости.
Источник: rus.postimees
|