3 апреля исполнилось бы 90 лет Марлону Брандо, одному из величайших киноактёров в истории. Брандо уже в раннем детстве обнаружил в себе талант имитатора, умея прекрасно подражать манерам своих друзей. После того, как его исключили из военной академии за недисциплинированность, Брандо отправился вслед за своими двумя старшими сёстрами в Нью-Йорк, где принялся охотно изучать актёрское мастерство под руководством Стеллы Адлер. Именно у неё он узнал о системе Станиславского и уже в это время демонстрировал проницательность и стремление к психологическому реализму, более или менее чуждые тогдашней традиционной актёрской школе.
Во второй половине 1940-х Брандо начал регулярно появляться на Бродвее и обрёл широкую известность в 1947 году благодаря своему исполнению роли Стэнли Ковальски в постановке «Трамвая Желание» Теннесси Уильямса. В 1951 году он, вновь под руководством режиссёра Элиа Казана, сыграл Ковальски в одноимённом фильме, продемонстрировав критикам и зрителям совершенно новый подход к исполнению киноактёрами своих ролей. За «Трамвай», байопик «Вива Сапата!» (1952) и историческую драму «Юлий Цезарь» (1953) Брандо был номинирован на три «Оскара» подряд. Его роль в драме «Дикарь» (1953) оказала влияние на становление движения байкеров и послужила прообразом многочисленных героев-бунтарей эпохи рок-н-ролла. В 1954 году Брандо достиг вершины своего мастерства, сыграв портового работника Терри Мэллоя в драме Элиа Казана «В порту» (1954). В 30 лет актёр был награждён за эту роль «Оскаром», «Золотым глобусом» и своей третьей премией BAFTA.
Во второй половине 1950-х в прокат вышли первый и последний мюзикл Брандо «Парни и куколки» (1955), сатирическая комедия «Чайная церемония» (1956), военные драмы «Сайонара» (1957) и «Молодые львы» (1958) и ещё одна экранизация Теннесси Уильямса «Из породы беглецов» (1959). За «Сайонару» Брандо был вновь номинирован на «Оскар», однако в целом его работа в этот период не достигла стандартов, заданных им же ранее. В 1962 году Брандо дебютировал в режиссуре вестерном «Одноглазые валеты», который он снимал шесть месяцев вместо ожидавшихся трёх и на который в итоге потратил $6 млн — значительную для того времени сумму. После того, как руководство «Парамаунта» отобрало у актёра контроль над фильмом, его нарождавшееся презрение к голливудской студийной системе стало открытым и непоколебимым. В 1963 году MGM и режиссёр Льюис Майлстоун обвинили Брандо в том, что он намеренно саботировал производство дорогого «Мятежа на «Баунти», в котором исполнял главную роль; позднее в своей автобиографии актёр отверг эти обвинения.
В 1961 году Брандо, всё больше рассматривавший свои роли лишь как способ заработать, подписал контракт на пять фильмов со студией Universal. Все пять — «Гадкие американцы» (1963), «Сказки на ночь» (1964), «Аппалуза» (1966), последний фильм Чарли Чаплина «Графиня из Гонконга» (1967) и «Ночь следующего дня» (1968) — провалились в прокате. Тем не менее, к концу десятилетия актёр начал вновь проявлять интерес к своему делу: его роль в драме Джона Хьюстона «Блики в золотом глазу» (1967) после долгого перерыва принесла ему хорошие отзывы, а картину Джилло Понтекорво «Кеймада» (1969) Брандо считал своим любимым фильмом из всех, в которых снялся.
Триумфальное возвращение Брандо в объятия широкой публики состоялось в 1972 году, после того, как молодой, малоизвестный и на каждом шагу сражавшийся с «Парамаунтом» Фрэнсис Форд Коппола убедил его сыграть дона Вито Корлеоне в «Крёстном отце». Роль мгновенно обрела легендарный статус и принесла актёру второй «Оскар» (от которого он отказался). В феврале 1973 года на американские экраны вышла эротическая драма Бернардо Бертолуччи «Последнее танго в Париже», принёсшая Брандо его седьмую номинацию на награду Киноакадемии. Позднее в своей автобиографии актёр признался, что после «Танго» он больше не мог и не собирался «уничтожать себя эмоционально» ради роли.
После трёхлетнего перерыва Брандо сыграл вместе с Джеком Николсоном в плохо принятом вестерне «Излучины Миссури» (1976). В конце 1970-х он сыграл небольшие, но вошедшие в историю роли в двух из своих самых известных фильмов: Жор-Эля в «Супермене» (1978) и полковника Уолтера Куртца в «Апокалипсисе сегодня» (1979). Вслед за работой на провальной драме 1980 года «Формула» актёр объявил о своём уходе из кино. Тем не менее, он вернулся в политической драме «Сухой белый сезон» (1989), за которую был номинирован на свой восьмой и последний «Оскар». В следующем году он успешно высмеял свой образ Вито Корлеоне в комедии «Первокурсник». Вместе со своим другом Джонни Деппом он появился в фильмах «Дон Жуан де Марко» (1995) и «Храбрец» (1997). Роль вынесенного в название персонажа в «Острове доктора Моро» (1996) принесла ему «Золотую малину» и едва ли не самые негативные отзывы за всю его карьеру. Последним фильмом актёра стал криминальный триллер «Медвежатник» (2001), в котором он сыграл вместе с Робертом де Ниро и Эдвардом Нортоном.
C 1957 по 1972 годы Брандо был трижды женат, а впоследствии состоял в долгих отношениях со своей экономкой Марией Кристиной Руиз. У него было 16 детей. В 1960-х он принимал активное участие в политике и активно поддерживал Мартина Лютера Кинга и движение за права чернокожих в США, а также высказывал свой протест по отношению к апартеиду в Южной Африке. Брандо ушёл из жизни 1 июля 2004 года в возрасте 80 лет, причиной его смерти стал лёгочный фиброз. Актёр был кремирован, и его прах — вместе с прахом друзей детства Уолли Кокса и Сэма Гилмана — развеян частично на Таити и частично в Долине Смерти.
Источник: Кинокадр
|