«Принуждение к любви» (особенно в жесткой версии Бортко) всегда вызывает обратный эффект.
«Не верю!» - почти по Станиславскому хотелось крикнуть после просмотра долго ожидаемого исторического блокбастера Владимира Бортко «Тарас Бульба». Первым, достаточно мотивированным и, главное, обоснованным желанием было броситься с обвинениями и кулаками на режиссера и актеров, минкульт России, персонально руководителя телеканала «Россия» Сергея Шумакова и почему-то на Михаила Боярского. Хотелось доказать, что «царь ненастоящий», что снято не так и не о том, что сценарий слабенький, а речи напыщенны.
И как этот изувер Андрей вообще ухитрился поиметь бедную голодную полячку за буханку хлеба на глазах изумленной родни и высокородной шляхты? Любопытно было бы услышать отзывы гордых потомков Радзиевских и Потоцких после просмотра фильма и в особенности этого «эротического эпизода». Ну а если напрячься в поисках скрытых смыслов, то представляете, к каким удивительным открытиям в современном политическом контексте можно прийти? То-то Польша не задаром согласилась разместить у себя американскую систему ПРО, вон откуда ноги растут. А фраза-бестселлер Бульбы: «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?» - ну прямо обращение к нашему президенту.
После эмоционального всплеска последовала попытка рационального осмысления, когда рука сама собой потянулась к первоисточнику и красивым корешкам «Истории запорожских казаков» Дмитрия Яворницкого. Как же тут не вспомнить и о двух редакциях повести «Тарас Бульба», где в первоначальном тексте казаки не называются «русскими»; о том, что в XV веке никакой России в современном понимании этого слова просто не существовало, и о многом другом, что продолжают обсуждать специалисты, критики и прочая неравнодушная публика.
И тут хочется обратиться к той стороне баррикады, которая стреляет в режиссера вереницей «прочно увязанных силлогизмов», обвиняя его то ли в антиукраинскости, то ли в пророссийскости. Бортко снял то, что хотел снять. И если на 18-м году независимости наши российские соседи продолжают воспринимать украинцев как южных россиян, это точно не проблема Бортко, это наша проблема. Значит, мы были трусливы и неубедительны в доказательстве обратного. Давайте, к примеру, снимем исторический экшен под условным названием «Краснодар - земля украинской славы» о создании в 1918 году независимой Кубани и ее вхождении в состав Украинской Народной Республики, об антибольшевицком восстании, поднятом украинскими кубанскими казаками. И кстати - это было в действительности. Проведем презентацию фильма в концертном зале «Россия» с приглашением Путина, Жириновского, Затулина и Лужкова. Представим себе одну из финальных сцен фильма, когда истекающий кровью кубанский казак (до этого смертельно раненый минимум раза три), опираясь на 3-линейку, глядя в зал, прямо в глаза Владимиру Владимировичу (не Бортко) произносит: «Пусть славится во веки веков независимая, демократическая, рыночная украинская земля». Или для разминки киевский мэр Черновецкий выберет время между записями новых музыкальных альбомов и совершит тур в Россию, где на центральной площади Краснодара, держа за руку Виктора Черномырдина, твердо и прямо заявит: «Это украинский город». Слабо?
Художественное кинотворение очень неплохого режиссера Бортко как раз интересно не деталями, а как целостное явление. «Тарас Бульба» - это фильм-симптом, фильм, который поставил диагноз российскому восприятию Украины как недогосударственности, со всеми вытекающими последствиями. По сути, мы лицезрим видеоинсталляцию слов ВВП о том, что Украина - это даже не государство! Ну, право, смешно ожидать, что за деньги российских налогоплательщиков будет снят фильм о героичности и величии украинской истории, но грустно, что мы не можем этого сделать и за свои собственные деньги. В целом, если страна и дальше будет оставаться в состоянии «полукочующего угла Европы», «обульбенивание» нашей истории будет обретать все более уродливые формы.
Но есть в фильме Владимира Владимировича (не Путина) и положительный момент - «принуждение к любви» (особенно в жесткой версии Бортко) всегда вызывает обратный эффект. Пушечная прямолинейность, с которой зрителям пытаются донести мысль о том, что все вокруг это «русское», начинает вызывать легкую обеспокоенность и подозрение, что «щось тут не те» даже у самых твердолобых казацких потомков. Это как в фильме «Адмирал» - ну кто другой может быть предателем благородного адмирала Колчака, как не подлый второй украинский полк, своевременно и, видимо, преднамеренно оказавшийся в Омске. Ну а если миллионными тиражами распространить на юго-востоке Украины пару книг российских авторов о грядущей украино-российской войне «Поле боя - Украина. Сломанный трезубец» или «Война 2010. Украинский фронт», степень лояльности к государству в этом регионе существенно повысится. В российском идеологическом наступлении на Украину нас может спасти только топорность его исполнения.
Андрей Демартино
Источник: Телекритика
|