Состоялось первое заседание межведомственной рабочей группы по подготовке проекта закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам регулирования отношений использования сети Интернет». Эта комиссия была образована по поручению Правительства РФ в середине текущего месяца.
Напомним, история вопроса регулирования Интернета — давняя, но плотно им стали заниматься в начале 2000-х. В частности, при подготовке к первому этапу Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО), проходившему в 2003 году в Женеве, а затем и в ходе подготовки ко второму этапу в Тунисе в 2005 году. Но у участников ВВУИО не было официальной кратко сформулированной позиции по управлению Интернетом. Имелись только частные «мнения». Так, в ходе самой встречи российская делегация заняла центристскую позицию — между «свободным» Интернетом от стран Запада и жестким регулированием Сети от Китая, так называемым китайским вариантом. Однако никаких конкретных результатов встреча не принесла, оставив всех при своем мнении.
Тем не менее, тема регулирования Интернета продолжала жить, вплоть до появления проектов федеральных законов «Об Интернете», подготовленных, например, Минюстом РФ, Советом Федерации РФ и пр. Кстати, в случае с документом Совета Федерации было решено сосредоточиться не на общем рамочном законе, направленном на разрешение всех юридических вопросов Интернета, а на принятии отдельных поправок к действующим нормам, чтобы они начали учитывать наличие Сети.
Теперь, похоже, это решение начинает выполняться на межведомственном уровне. Рабочая группа планирует в первую очередь разработать интернет-терминоологию для нормативно-правовых актов. После подготовки такого «тезауруса» члены комиссии займутся прописыванием в соответствующих федеральных законах, кто, на каких основаниях и по какой процедуре вправе блокировать информацию в Интернете. Речь идет как о блокировании доступа к сайту, так и о снятии делегирования доменного имени. Также изменения должны установить ответственность за размещение в Сети поддельных сайтов, имитирующих ресурсы органов власти, банков и т. п. Кроме того, планируется определить, кто именно должен нести ответственность за содержание информации. Еще одним законодательным новшеством может стать наложение на регистраторов доменов обязанности иметь в своем штате сотрудников, уполномоченных на оперативное взаимодействие с правоохранительными органами.
Как рассказал BFM.ru директор по правовым и коммерческим вопросам компании SAP, председатель совета АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет» (в прошлом — директор Департамента правового обеспечения Мининиформсвязи РФ) Михаил Якушев, являющийся также членом названной межведомственной рабочей группы от Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), перед этим органом поставлена сложная задача — в сжатые сроки, к октябрю текущего года, подготовить поправки в нормативно-правовые акты, направленные на восполнение пробелов в действующем законодательстве относительно использования Интернета. По его словам, этими вопросами будут заниматься представители различных министерств и ведомств (ФСБ РФ, ФСО РФ, МВД РФ, ФСТЭК России, Минюста РФ, Минкультуры РФ, Госдумы РФ, Минкомсвязи РФ и т.д.), крупных компаний-провайдеров («Ростелекома», «ВымпелКома», «Комстара», «ТрансТелеКома»), интернет-компаний (Mail.ru, «Яндекс»), а также общественных организаций, в том числе Региональной общественной организации «Центр Интернет-технологий» (РОЦИТ). Всего, согласно приказа министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева о создании межведомственной рабочей группы, в ее состав должны входить 29 человек. Этим людям предстоит собираться каждые 1-2 недели и к 10 октября текущего года подготовить соответствующие изменения, по оценке Якушева, для 8–10 федеральных законов.
Как уточнили BFM.ru в Минкомсвязи, основные изменения предполагается внести в ФЗ «О связи» и в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». При этом в министерстве не исключают, что потребуется также внесение изменений в закон Российской Федерации «О СМИ», в ГК РФ, КоАП РФ, и УК РФ. Минкомсвязи предполагает, что поправки коснутся в основном уточнения юрисдикции Российской Федерации в отношении сети Интернет, разграничения ответственности субъектов отношений (операторов, информационных посредников, пользователей, регистраторов доменных имен и иных), разграничения понятий СМИ и интернет-сайт, процедур и оснований ограничения доступа к информации, распространение которой ограничено действующим законодательством. По данным ведомства, рассматривается также вопрос о внесении изменений в законы «О рекламе» и «О защите прав потребителей» с целью учета особенностей этих видов деятельности в Интернете. При этом предполагается разработать необходимый минимум правовых дефиниций, касающихся Сети и соответствующих отношений. Минкомсвязи считает, что «поправки будут носить уточняющий характер и каких-либо кардинальных изменений, связанных с основополагающими правами и свободами, установленными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, не планируется». Впрочем, в ведомстве отметили, что группа только начинает свою работу, поэтому возможно внесение изменений в круг планируемых к рассмотрению вопросов.
Стоит отметить, что вопрос регулирования Интернета имеет свою историю не только в России, но и за рубежом. В связи с этим Михаил Якушев заявил, что в своей деятельности рабочая группа будет учитывать международный опыт. «Но реальный» — уточнил Якушев — «Если взять ситуацию с той же ВВУИО, то она была не радостной, там чиновники ООН просто старались подгрести под себя как можно больше «интернет-власти». Поэтому опыт интернет-проектов с участием ООН вряд ли будет для нас ценен. Как показывает практика, там, где эта организация имеет какой либо вес, все слишком политизировано. Взять тот же Совет Безопасности ООН, при котором, несмотря ни на что, Югославию бомбили, а сейчас аналогичным образом разбираются с Афганистаном. А вот реальный международный опыт, которым делятся коллеги из различных стран на международных мероприятиях, посвященных регулированию Интернета, учитываться обязательно будет. Кстати, ближайшее такое мероприятие – Российский форум по управлению Интернетом, который пройдет в рамках специализированной выставки World. Information. Communications (WIC) в рамках «Связь-Экспокомма».
Кстати, сжатые сроки выполнения нормотворческого задания и, вероятно, вызванная этим спешка, уже привели к некоторым казусам в работе группы. Пока только организационным. По словам председателя правления РОЦИТа Марка Твердынина, он был включен в список членов рабочей группы. Однако на ее первое заседание попасть не смог, «поскольку из-за технической накладки его фамилии в этом списке не оказалось». Впрочем, стоит отметить, что в тексте приказа министра связи и массовых коммуникаций о создании межведомственной группы приведен список ее членов, среди которых представителей РОЦИТ также нет.
По мнению г-на Твердынина, судя по всему, Минкомсвязи выступило против единого Федерального Закона «Об Интернете» в пользу фактически того же самого закона, но распределенного по нескольким нормативно-правовым актам. «Сейчас сложно сказать, насколько изменения действующих законов облегчат или усложнят нашу интернет-жизнь — говорит председатель правления РОЦИТа — безусловно одно: безопасность Сети и ее пользователей на первом месте. Но при этом не должно происходить ущемления чьих-либо прав».
Также Марк Твердынин указал на то, что отказ от единого закона «Об Интернете» имеет свои минусы. «Рабочей группе предстоит разработать соответствующую интернет-терминологию. Но ее следует где-то прописать. В какой из действующих законов получится ее безболезненно вставить — пока не ясно. В этой ситуации как раз мог бы помочь закон «Об Интеренете». Но не такой жесткий и зарегламентированный, как, например, подготовленный Ольгой Носовой, руководителем рабочей группы комитета Госдумы по информационной политике». По мнению г-на Твердынина, сейчас был бы к месту проект модельного закона «Об основах правового регулирования Интернета», подготовленного по заказу Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ некоммерческим партнерством «Ассоциация электронных коммуникаций». «В нем, —считает эксперт, — можно было бы собрать всю необходимую интернет-терминологию и отталкиваться от него при изменении действующих законов».
Осторожную позицию в вопросе регулирования Интернета занимают и игроки интернет-рынка. Так, по словам пресс-секретаря компании «Комстар-ОТС» Екатерины Невской, регулирование Сети — это очень сложный на сегодняшний день вопрос, который необходимо серьезно изучать. «С одной стороны, Интернет — это свободная среда, и регулирование по «китайскому варианту» не совсем здесь подойдет. С другой стороны, зачастую в нем присутствует негатив, особенно часто направленный против детей. Неприемлемы оба варианта — как все разрешить, так и все запретить. Мы, как операторы связи, приняли для себя решение руководствоваться действующим законодательством и в первую очередь решать вопросы, связанные как раз с возможным негативом в отношении подрастающего поколения», — рассказала BFM.ru Екатерина Невская
Источник: BFM
|