Компании Google и The Boston Consulting Group объявили результаты исследования «Россия онлайн», подготовленного BCG в рамках стартовавшей осенью 2010 года в Великобритании международной инициативы. Независимое исследование было подготовлено BCG по заказу Google Россия.
В ходе исследования удалось выяснить, что:
В 2009 году вклад интернет-экономики в ВВП России составил 19,3 млрд долларов США, или 1,6% ВВП (2,1% от ВВП без учета нефтегазовой составляющей)
Вклад интернет-экономики в ВВП потенциально может достичь 3,7% (или 5% от ВВП без учета нефтегазовой составляющей) к 2015 году
Влияние интернет-экономики на экономику страны гораздо масштабнее, чем ее доля в ВВП (например, стоимость продукции, выбранной в сети и купленной в офлайне, – 16 млрд долларов, объем электронной коммерции В2В – 82 млрд)
Индекс интенсивности использования Интернета в России (BCG e-Intensity index) равен 52, что выше показателей других стран БРИК (за исключением Бразилии – 53). Однако цифровой разрыв (digital divide) между столицей и регионами очень велик: показатели по Москве в 2,4 раза выше, чем усредненный индекс по России
В российских интернет-компаниях занято 130 000 человек, а их годовая выручка в 2009 году составила 23 млрд долларов
Предприятия малого и среднего бизнеса, активно использующие Интернет в бизнес-процессах, более эффективны, нежели те, которые этого не делают. Тем не менее, даже наиболее продвинутые СМБ лишь частично реализуют возможности Интернета
По доле интернет-экономики в ВВП Россия в настоящее время находится на уровне Испании (2,2%) и Италии (1,9%). Лидерами стали Великобритания (7,2%), Швеция (6,6%) и Дания (5,8%).
Приблизительно две трети (12,6 млрд долларов США) от объема российской интернет-экономики приходится на долю потребления населением, а именно - электронной коммерции (7,5 млрд долларов США) и затрат пользователей на доступ к Интернету и соответствующие устройства (5,1 млрд). Остальную - и очень существенную - часть составляют инвестиции в интернет-инфраструктуру, государственные затраты в сфере ИТ и чистый экспорт. В частности, вложения российских телеком-операторов в интернет-инфраструктуру в 2009 году составили 6 млрд долларов, или 30% от всего объема средств, инвестированных в эту сферу. Столь высокое значение этого показателя свидетельствует о том, что развитие Интернета в России все еще находится в стадии формирования инфраструктуры. В более развитых интернет-экономиках, например, в Великобритании или Дании, инвестиции телеком-операторов составляют менее 10% от их объема.
По мере развития инфраструктуры и распространения Интернета ожидается как рост инвестиций частных компаний (не телеком-операторов), так и государственных затрат. Частные инвестиции в России составляют 42% (4,4 млрд долларов США) от общего объема инвестиций в Интернет. Для сравнения - в странах Южной Европы данный показатель составляет 50–60%, а в ведущих интернет-экономиках, таких, как Великобритания и скандинавские страны, – около 70%.
При огромном потенциале Интернета, вклад его в экономику страны все еще очень мал. В исследовании учтены сценарии развития и роста доли интернет-экономики в ВВП страны к 2015 году: по базовому сценарию она может составить 2,6% (или 3,5% при исключении нефтегазовой отрасли), по оптимистичному - 3,7% и 5% соответственно. При этом в обоих сценариях основным фактором роста станет фактор потребления (26% при сдержанном и 33% при оптимистичном сценарии). Другими определяющими факторами станут рост инвестиций и инфраструктуры, расширение географии проникновения Интернета, увеличение количества игроков на рынке электронной коммерции, а также уверенность потребителей в безопасности электронной коммерции и более высокая информированность компаний и особенно СМБ о возможностях Интернета.
Источник: Ferra
|