Скидочный сервис Groupon опубликовал параметры предстоящего первичного размещения своих акций (IPO). В ходе размещения компания намерена предложить 30 млн акций класса “A”, что составляет 5% от ее уставного капитала, и 3% от числа голосующих акций. Ценовой коридор установлен в размере $16-18 за одну акцию, что соответствует оценке всей компании в $10,1 млрд – 11,4 млрд.
Объявление ценовых параметров размещения позволяет рассчитать рыночную стоимость пакетов акций Groupon, принадлежащих компаниям с российским капиталом – Mail.ru Group и DST Global, а также прибыль от осуществленных ими вложений в акции сервиса. Напомним, основателем обеих структур является Юрий Мильнер. Основным инвестором фонда DST Global выступает Алишер Усманов, он же – крупнейший по числу голосов акционер Mail.ru Group.
В апреле 2010 г. Mail.ru Group, носившая в тот момент название Digital Sky Technologies, приобрела 3,1 млн привилегированных акций Groupon класса “F” за $100 млн. В преддверии IPO каждая из акций класса “F’ будет конвертирована в 12 акций класса “A’. Таким образом, у Mail.ru Group будет 37,3 млн акций класса “A”, цена которых, в зависимости от итогов размещения, составит $598 млн - $672 млн. Это позволит компании получить более чем шестикратный возврат своих инвестиций.
DST Global в январе 2011 г. текущего года приобрела 1,6 млн привилегированных акций Groupon класса “G” за $51 млн. Перед IPO каждая ценная бумага такого класса будет обменяна на 4 акции класса “A”. Таким образом, у DST Global будет пакет размером 6,5 млн акций класса “A”, рыночная стоимость которого составит $103 млн – 116 млн. Соответственно, фонд Усманова может рассчитывать на двухкратный возврат инвестиций в Groupon.
Совокупно стоимость пакетов российских инвесторов за 1,5 года подорожала на более чем $550 млн, но могла вырасти и еще больше.
Первоначальные оценки стоимости долей Mail.ru Group и DST Global в Groupon были в 1,5 – 2 раза выше, а предварительная оценка всей Groupon была в районе $20 млрд. Но в ходе подготовки IPO Groupon оказалась вынуждена подкорректировать свои финансовые показатели, что отрицательно сказалось на ее предварительной капитализации. В первом варианте своего инвестиционного проспекта компания заявляла, что заработала в прошлом году $712 млн, однако после замечаний от Американской комиссии по ценным бумагам снизила размер выручки до $312 млн. В итоге чистый убыток - $413 млн – оказался больше выручки.
Кроме того, акционеры Groupon отказались от первоначально объявленных планов продавать акции в ходе IPO, и на биржу будут выпущены только вновь выпущенные акции компании. Уменьшение объема акций, участвующих в размещении (вначале планировалось вывести на биржу около трети акций), должно позволить увеличить их стоимость. Выручка Groupon от IPO должна составить $480 млн - $540 млн (изначально планировалось получить $750 млн). Соответственно, российские акционеры смогут заработать на акциях Groupon только продав их уже после размещения.
Доли Mail.ru Group и DST Global в уставном капитале Groupon составляют 6% и 1% соответственно. Голосующие доли будут еще ниже: 3,7% и 0,7% соответственно. Дело в том, что если каждая акция класса “A” обладает одним голосом, то, как сейчас решила компания, каждая акция класса “B” будет обладать 150 голосами. Акции класса “B” принадлежат основателям и не могут быть проданы, а могут лишь конвертироваться в акции класса “A” исходя из соотношения 1:1.
Следовательно, на долю владельцев акций класса «B» придется 36% от общего числа голосов. Наличие подобного рода схем характерно для многих интернет-компаний, но, например, у Yandex на долю владельцев «суперголосующих» акций приходится 94% голосов, у Mail.Ru Group - 98%. По итогам IPO крупнейшими акционерами Groupon будут Эрик Лефковский (Eric P. Lefkofsky) – 28,1% от общего числа голосов, Андрю Мэйсон (Andrew D. Mason) – 19,8% голосов, Брэдли Кэйвелл (Bradley A. Keywell), - 10,2%.
Источник: CNews
|