Споры о том, суждено ли полноценному субсидированию мобильных телефонов появиться в России, ведутся уже много лет. Еще в начале 2004 г. МТС продвигал на рынке под собственной торговой маркой отечественный мобильный телефон. Сейчас операторы вновь обратились к этой теме. Например, "МегаФон" объявил, что готов отдать абоненту сотовый телефон даром при покупке тарифного плана.
В Европе субсидирование мобильных телефонов распространилось давно. В России же операторы долгое время боялись вкладывать стоимость аппаратов в будущие абонентские платежи. Во-первых, пользователи не могли предоставить оператору никаких банковских гарантий, а значит "спонсировать" покупку приходилось на свой страх и риск. Во-вторых, субсидирование телефона неизменно вызывает два вопроса: как обеспечить использование телефона только в сети оператора-продавца и как обеспечить работу SIM-карты только с проданным вместе с ней телефоном? Рано или поздно найдутся умельцы, которые сломают даже самую хитроумную защиту.
В конце 2008 г. многие участники рынка все еще скептически отнеслись к заявлениям операторов о планах продавать телефоны в рассрочку. "Чтобы бесплатно раздавать телефоны, операторам и ритейлерам нужен доступ к дешевым заемным или внешним средствам. Но его нет, поэтому рынок не спасет ничто: продажи сотовых телефонов после Нового года упадут в два раза", - говорил тогда бывший совладелец "Евросети" Евгений Чичваркин. А по словам ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, покупка в рассрочку имеет смысл только для аппаратов верхнего ценового сегмента. Таким образом пользователь получает беспроцентную рассрочку, а оператор может продать товар, спрос на который в условиях кризиса снижен.
Возвращение к идее субсидирования телефонов связано и со стремлением операторов перейти на самостоятельную продажу аппаратов, потеснив на этом рынке ритейлеров, и с желанием увеличить долю контрактных абонентов, которые будут приносить компании гарантированный доход. И вот уже "МегаФон" готов отдать телефон бесплатно при условии подключения тарифного плана.
Конечно, это только первый шаг, и предлагаемый оператором "минифон" - продукт нишевый, рассчитанный на абонентов, пользующихся только услугами голосовой связи и SMS-сообщениями. Он не заинтересует тех, для кого телефон - часть имиджа или компьютер в миниатюре.
Но эта "первая ласточка" дает надежду, что скоро и в России появится полноценное субсидирование, когда со значительной скидкой или в рассрочку можно будет купить телефоны и других ценовых сегментов. В конце концов, раз уж даже простая привязанность к телефонному номеру может удержать абонента от смены оператора, почему бы не купить его лояльность при продаже телефона?
Источник: comnews.ru
|