В Украине решили активно защищать авторские права на видео и аудио произведения, когда граждане слушают и смотрят их дома. Если есть в квартире кабельное ТВ или медиа-плеер – нужно платить роялти музыкантам и киношникам.
Покупая плеер – платишь музыканту?
Как стало известно, некоммерческое объединение «Украинский музыкальный альянс» (УМА) подало в суд на ряд поставщиков и производителей пользовательской электроники, в которой есть функции записи фонограмм и видеограмм. В распоряжении редакции оказались иски к дочерним предприятиям в Украине - Samsung на 450 тыс грн,LG – на 600 тыс грн, и ряд других документов. Общая сумма исков исчисляется миллионами гривен.
Выяснилось, что УМА хочет отсудить у этих компаний компенсацию в размере 3-5% от стоимости некоторых видов продукции, завезенной в Украину в течение нескольких последних лет. Это, главным образом, медиаплееры, MP3-плееры, флешки, и другие устройства и носители (за исключением мобилок и ПК), способные копировать музыкальные и видео-произведения, защищенные авторским правом.
УМА вот уже как четыре года является единственной организацией, уполномоченной Государственным департаментом интеллектуальной собственности, согласно закону об авторском и смежных правах, осуществлять сбор и распределение между субъектами авторского права средств - отчислений процентов от стоимости оборудования и материальных носителей, завезенных производителями и импортерами.
Но такие компании как Samsung, LG и Phillips (речь идет о их дочерних предприятиях) сейчас стараются опять-таки через суд добиться отмены этого решения Госдепартамента. Если у них это получится, УМХ не сможет выиграть дела по компенсации.
Импортеры должны платить не за себя, а «за того парня», который в домашних условиях просматривает и прослушивает на купленных устройствах произведении. По словам директора УМА Павла Калениченко, с импортеров и производителей пока удается собирать не так много денег. За прошлый год сумма сборов составила около 2 млн грн. А если бы все платили, было бы 6 млн. грн. Импортеры не охотно идут на подписание договоров с УМА, и организация пытается заставить их это сделать через суд.
Иск получил даже мобильный оператор life:). Вначале УМА насчитал, что компания задолжала за три года более 0,5 млн грн компенсаций правообладателям. В таких случаях организация оперирует таможенными декларациями, к которым у нее есть доступ. Так вот, согласно этим данным, life:) поставил «специфического» товара на почти 10 млн грн. Как объяснил директор УМА, это карточки памяти для телефонов. Во время судебного процесса представители улыбчивой компании попытались доказать, что звук они не воспроизводят сами по себе. А УМА через некоторое время по каким-то причинам уменьшил сумму иска до всего 3,5 тысяч и, кстати, в сентябре все-таки выиграл дело в хозяйственном суде. Подобная история произошла и с «Филипс-Украина». Летом она подписала с УМА мировую и на почти 20 тыс грн уменьшила сумму компенсации, заплатив 50 тыс грн только за MP3 аудио и видео плееры.
Учитывая особенности развития украинского телевизионного рынка, исков к поставщикам и производителями должно становиться все больше. Операторы сейчас предлагают абонентам интернета подключать IPTV-приставки и медиаплееры.
Большинство моделей способны записывать и воспроизводить видео. Даже ТВ-приставки под цифровое ТВ, которые государство поставляет льготникам, тоже могут работать как медиа-плеер. А их только в этом году в страну завезено на сумму 450 млн. грн. В этом случае правообладателям тоже нужно перечислить несколько десятков миллионов? Представитель цифрового оператора «Зеонбуд» пока не может прокомментировать такой вариант развития событий. «Государство покупает приставки для того, чтобы люди в первую очередь смотрели телеканалы», - сказал он.
Катя возьми телефон… и включи Fashion TV
А если устройство не способно записать видео или музыку, зато ее транслирует в домашних условиях? УМА и здесь все контролирует. Сети кабельного ТВ, телевизионщики и райдийщики тоже должны платить мзду. Дело на них заводится очень просто.
Например, УМА судится с «Европа-Плюс» и пытается заставить заключить договор по следующему факту - в эфире прозвучала фонограмма БиС «Катя, возьми телефон». А обладатель смежных прав на эту композицию заявляет, что никакого разрешения радиостанции не давал.
Похожая ситуация и с кабельщиками. Например, Интернет и ТВ провайдер «Информационные технологии», широко известный на Харьковском массиве в Киеве, «попался» на Fashion TV. УМА с согласия одного из абонентов провела мониторинг ТВ-передач и обнаружила, что фонограммы, защищенные авторским правом, воспроизводятся, а роялти не платится. УМА подала иск о заключении в принудительном порядке договора и выплаты 5% от дохода, полученного от воспроизведения авторских композиций. Не помешало даже то, что провайдер купил права на трансляцию у дистрибутора – компании «Торсат». В случаях с кабельными и эфирными вещателями напрашивается закономерный вопрос: а как установить, какой доход принесла оператору та или иная композиция? Ведь абоненты, как правило, платят только абонплату за доступ к услуге.
Павел Калениченко говорит, что в случае с вещателями, а особенно кабельными, ситуация сложная. В прошлом году опять-таки собрано 2 млн грн роялти, а потенциал «рынка» - 30-40 млн грн.
В то же время кабельщики сильно возмущаются. «Провайдер никак не может влиять на наполнение канала. Мы не имеем права что-то вырезать. Мы только ретранслируем. Поэтому пусть выставляют претензии вещателям. Почему мы «попадаем» на деньги?»- говорит директор киевской сети «Триолан» Вадим Сидоренко. Он отмечает, что кабельщики бы рады поддержать украинских деятелей искусства, если бы точно знали, как распределяются собранные деньги.
«А сейчас, насколько я знаю, четкого механизма распределения средств у УМА нет. Авторы не получают свои компенсации. Зато их получают подставные компании, которым организация потом перечисляет средства. Попробуйте в качестве эксперимента связаться с УМА и сказать, что завтра на «1+1» покажут ваше видео, и вы хотите рояли. Как думаете, сколько денег вам дадут за него?», - отмечает Сидоренко.
Кстати, в пресс-службе группы «ВВ» сообщили, что о компенсациях ничего не знают, но решили дополнительно уточнить вопрос - может безналом что-то поступало.
В тоже время Павел Калениченко с этим не соглашается. Он говорит, что деньги от сборов за носители регулярно перечисляются правообладателям ТОП-1000 произведений, которые наиболее популярны в Украине по результатам продаж.
Так или иначе, деятельность УМА начинает вызывать много вопросов у общественности. Юрий Пероганич, руководитель ассоциации предприятий информационных технологий Украины (в которую, кстати, входит и Samsung) решил провести консультации с членами ассоциации и, возможно, инициировать изменения в закон.
Источник: proIT
|