Профессор американского университета Дюка Адриан Бежан предпринял очередную попытку объяснить загадку Золотого сечения — наиболее гармоничного соотношения сторон прямоугольника (или катетов прямоугольного треугольника), широко используемого на практике художниками.
Как напоминает портал R&D, согласно традиционным воззрениям классической античности, значение Золотого сечения определяется (как иррациональное число) таким делением отрезка на две части, при котором меньшая часть так же относится к большей, как большая — к общей длине отрезка.
Величина эта приближенно равна 1,6180339887.
Золотое сечение, в частности, присутствует в пропорциях пятиконечной звезды; понятие о нем было введено Эвклидом именно для геометрически корректного построения правильного пятиугольника.
Вместе с тем, с диссоциацией классических представлений о мировой гармонии смысл Золотого сечения был утрачен, а само оно приобрело загадочный оттенок.
Адриан Бежан предпринял попытку показать, что пропорция позволяет минимизировать время, необходимое глазу для «сканирования» всего выраженного этой пропорцией прямоугольника при расположении его в «ландшафтной» ориентации.
Для этого он приближенно выразил Золотое сечение значением 3/2 – а затем показал, что такое отношение позволяет минимизировать время, необходимое для визуального изучения объекта бинокулярным зрением.
Это, в свою очередь, подразумевает, что Золотое сечение есть эволюционный феномен, позволяющий наиболее эффективно организовать поток информации от датчиков визуальной «плоскостной» информации к мозгу. Правда, очевидно, что при таком объяснении утрачивается математически точное определение этого понятия Эвклидом – и соответствующий его смысл
Источник: rosbalt
|