Любительская космическая ракета, созданная двумя конструкторами-любителями из Дании, сегодня произвела успешный старт с морской платформы в акватории Балтийского моря, неподалеку от острова Борнхольм. Проектировать ракету датчане начали около года назад, причем первый пробный старт был запланирован на осень прошлого года, однако в последний момент он был отменен из-за неполадок в одном из узлов ракеты.
Датский национальный вещатель TV2 News сегодня взял интервью у одного из авторов проекта Петера Медсена, который сообщил, что ракета была полностью создана любителями на их собственные деньги и на деньги добровольных спонсоров через интернет. Всего проект по созданию и испытанию любительской ракеты проходил на протяжении трех лет, а значительная часть денег была передана частными лицами, которых ни Медсен, ни второй автор проекта Кристиан Фон Бенгтссон (ранее работавший в НАСА), никогда не видели.
По словам Медсена, в прошлом сентябре запуск пришлось отменить по банальной причине: фен для сушки волос, который здесь должен был предохранять жидкостный двигатель от охлаждения и замерзания, сломался. Сейчас все системы ракеты отработали как положено и в 18:32 мск любительская ракета успешно поднялась в воздух.
9-метровая ракета, массой 1,6 тонн достигла после взлета высоты в 15 километров, как и было запланировано. Изначально планировалось, что ракета достигнет высоты в 30 километров, но авторы проекта решили сократить объем топлива, чтобы снизить массу.
Новая суборбитальная ракета, получившая название Hybrid Exo Atmospheric Transporter 1X или HEAT-1X, несет на себе прототип космической капсулы Tycho Brahe с одним пилотом-манекеном.
По словам Медсена, также сооснователя компании Copenhagen Suborbital, в рамках первого старта предстоит получить данные о перегрузках, получаемых пилотом во время старта. По расчетам датских инженеров, они должны составить не более 3G, причем в капсуле пилот занимает полусидячее положение, что должно ему позволить легче переносить высокие перегрузки. Медсен говорит, что на этапе посадки капсулы пилот может столкнуться с более высокими перегрузками и задача инженеров заключается в том, чтобы эти перегрузки не были слишком высоки. Садиться капсула после входа в атмосферу должна за счет парашюта.
Стоимость создания одной ракеты Hybrid Exo Atmospheric Transporter 1X составляет 73 000 долларов. В эту сумму не включены расходы, связанные с разработкой, доставкой к месту старта и топливо ракеты.
Отслеживали ракету сразу же после старта разработчики при помощи GPS, так и за счет локально установленного радара. Медсен говорит, что в разработке ракеты принимала участие команда из 19 инженеров. "Если бы мы были коммерческим проектом, то разработки ракеты, скорее всего, обошлись бы нам значительно дороже", - говорит руководитель проекта.
Датские инженеры говорят, что при разработке капсулы Tycho Brahe они ориентировались на аппараты НАСА Gemini и Apollo.
В новой ракете в качестве окислителя выступает кислород, а в качестве основного топлива выступает полиуретан. Двигатели ракеты с момента старта проработали как минимум 60 секунд и создали общую тягу примерно в 4100 кг.
Источник: CyberSecurity
|