Пока Рунет борется с кризисом, сворачивает стартапы и снижает цены на рекламу, издательский дом (game)land, напротив, стартапы поощряет и прогнозы по прибыльности не снижает. Основатель и гендиректор компании Дмитрий Агарунов рассказал «Вебпланете», как ему удалось подготовиться к кризису заранее, почему компания продает рекламу только «своим», не верит в русских программистов, и какие новые проекты она запустит в Рунете в этом году.
— Медиакомпания Gameland, пожалуй, сейчас крупнейший издательский дом по численности проектов в портфеле, начиная от журналов и заканчивая телеканалом. А сколько у вас всего интернет-проектов?
— 12 крупных (Gameland.ru, Allhockey.ru, Xakep.ru, Xyligan.ru, Maxituning.ru,Total-football.ru, Gamemag.ru, Mybiz.ru, Crosstitcher.ru, Xard.ru, Digital-photo.ru, Kupikame.ru), всего — 20 сайтов. Где-то есть отдельная редакция, где-то нет. Средняя их посещаемость — 30—50 тысяч ежедневно. Неплохо, но и ничего фантастического.
— Но реклама на них продается в пакете с основными медиа — журналами? Планируете развивать интернет в более самостоятельное направление?
— Сейчас — да. Но для нас продажи, прежде всего, бизнес-процесс наших клиентов-партнеров, каждый из которых преследует свои конкретные цели. Для одних подойдет Интернет, для других — нет. Конечно, у этого рынка есть объективные предпосылки роста. Во-первых, в Интернете есть обратная связь — мы можем отслеживать поведение людей. Во-вторых, количество пользователей продолжает увеличиваться. И в-третьих, чисто рыночный фактор: в условиях кризиса и массовой безработицы спрос на бесплатные домашние развлечения возрастет.
— Но у вас ведь нишевые проекты — думаете, их популярность сильно возрастет с кризисом?
— Уверен. Кроме того, в прошлом году по разным причинам мы не запустили много важных сервисов, которые хотят наши пользователи.
— Например?
— Самое главное — это сервисы по подбору хорошей цены на технику: ведь мы можем обеспечить скидку и лучшие цены на некоторые группы товаров — на тех рынках, где мы работаем, мы знаем всех основных игроков. Кроме того, не реализовали возможность для пользователей объединяться и удобно знакомиться на почве их увлечений.
— Из-за нехватки человеческих, временных или все же материальных ресурсов?
— Скажем так, мы были заняты другими более важными и прибыльными вещами: в последние три года активно наращивали рекламу в печатных изданиях, запускали новые проекты, такие как ICQ-TV, купили ИД Mediasign.
— А где — в издательском бизнесе, ТВ или интернете — проще создать успешный нишевый проект?
— Если считать исходя из объема расходов на читателя/зрителя/посетителя, на начальном этапе это сравнимые затраты, а если по глубине (количество «человекоминут» на формат) — журналы, потом ТВ, потом интернет.
— По моим данным, оборот ИД в прошлом году составил порядка $15—17 млн. Это так?
— Почти в три раза больше — около $44 млн.
— Какое разделение между медиа?
— На традиционные медиа приходится 90% наших доходов, интернет — 10%. О прибыльности телеканала Gameland TV говорить пока рано — его запустили только в июне.
— В прошлом году вы купили сайт allhockey.ru. Тогда сделка оценивалась экспертами в $400 тыс. По прогнозам директора по развитию бизнеса Павла Романовского, в 2009 году объем продаж на сайте достигнет $800 тыс. Вы не изменили свои прогнозы в связи с кризисом?
— Да, запланированный прогноз по Allhockey должен оправдаться. Это очень успешный и интересный проект, со всех точек зрения.
— Цены на рекламу снижаете?
— Нет, но мы даем намного намного больше за те же цены. У нас давно нет цен на страницу/клик и т.п. Если к нам обращается клиент, мы оцениваем цель, которую он ставит перед собой, и уже потом считаем, сколько конкретный проект стоит.
— И много сейчас у вас таких «интегрированных» заявок от клиентов?
— Да. Недавно мы заключили соглашение с компанией «Тинькофф». Под влиянием нашего предложения они даже решили изменить прейскурант. Договорились о большой совместной интегрированной кампании с АКАДО, Electronic Arts. И деньги в этих переговорах не звучали, хотя в совокупности это милионны долларов.
— Но такая стратегия прежде всего направлена на «друзей», которых в конечном счете не так и много. А как же обычные рекламодатели, у которых тоже есть деньги?
— Таких нет. Мы не работаем просто с людьми с улицы. Если людям нужны энтузиасты — мы их знаем и обслуживаем, если не нужны — с чего они сейчас к нам обратятся? В этом, я считаю, и секрет преодоления трудных времен: когда ты долгие годы не просто что-то впихивал, а знал людей, их бизнес, их проблемы — и сейчас вместе с ними действительно пытаешься выжить.
— А у ваших «друзей» дела лучше, чем у вас, или хуже?
— У всех по-разному. У кого-то хуже, у кого-то — так же. Нам очень повезло в том, что у нас нет долгов. И не потому что я их не брал, а просто никто не давал (смеется). Кроме того, мои менеджеры позволяют мне немножко оторваться от оперативной деятельности и адекватно оценить окружающую обстановку. Например, чувство страха по поводу кризиса у меня нарастало с января 2008 года. В августе на встрече с совладельцами все были против меня, включая мой менеджмент, но в итоге (из уважения ко мне) все же разработали список мер. И в сентябре просто его реализовали.
— А почему инвесторы были против? Они тоже думали, что кризиса не будет?
— Да. Если бы я много занимался оперативной деятельностью — то тоже бы не понимал. В этом и заключается моя работа — полностью пересматривать весь бизнес и самого себя каждый квартал.
— Вероятно, это и есть «безопасность бизнеса», о которой говорилось в вашем профиле на сайте издательского дома?..
— Там другое. В традиционном значении — «если вы нам будете должны, то я за это отвечаю» (смеется).
— Но сокращать издержки все равно приходится, пусть и не на очевидном прайс-листе...
— Резкое снижение аппетитов — наемных сотрудников, предпринимателей, торговцев, недвижимости — необходимо. Я призываю всех схлопывать цены, поджимать «аппетиты». Только в этом случае низкое качество российских товаров придет в соотвествие с ценами — и начнется рост. Это мой рецепт для нашей страны.
— Есть ли у вас эксклюзивные договоры с агентствами? Например, по интернету с IMHO VI?
— Мы бы с радостью отдали эксклюзив за коммитмент, если бы квалификация тех людей была выше нашей. К сожалению, сейчас в стране нет рекламного агентства, которое может эффективно продавать нишевые проекты, хотя бы печать. Опять же продажу кликов может и реально отдать — это ведь commodity, но интегригрованые продажи...
— Согласна. Для многих аккаунтов в РА — это порой непосильная задача...
— В 99% случаях они ничего не знают о продукте, медиа. Как им можно разрешать продавать рекламу? Мне страшно. То же с хедхантинговыми агентствами. А PR-агентства — вообще отдельная история. Это одна из проблем нашей экономики — вместо того, чтобы отдать какие-то вещи на аутсорс, российский предприниматель должен обладать знаниями в очень многих областях.
— Но ведь разработку нескольких онлайн-проектов отдали же в Израиль...
— С третьего раза — две русских компании до этого нас подвели. Несмотря на то, что много спето песен про волшебных российских программистов, мы так и не смогли найти здесь устраивающего нас производителя интернет-решений.
— Год назад вы запустили проект ICQ-TV. Как обстоят дела с ним? Какова его посещаемость?
— Сейчас в России 10 млн человек пользуется ICQ. 6 млн, по нашим данным, загрузили новый клиент. Convertion rate — 5%. Это абсолютно прибыльный проект — и был далеко в плюсе еще до старта.
— На моем «маке» сайт не доступен (для просмотра требуется браузер Internet Explorer 6 и выше — прим.ред.) Насколько контент пересекатся с ТВ?
— Мы специально снимаем видео для ICQ-TV, но конечно, часть контента дублируется с каналом. Сейчас мы с AOL сотрудничаем только по России. И если получим международную лицензию, то конечно, сможем закупать более качественный контент и показывать его глобально. Ведь собственный продакшн — это лишь одна сотая всего контента Gameland.
— Ну вообще идея AOL отдать вам этот проект кажется странной, хотя «Рамблер» сейчас переживает не лучшие времена...
— Почему бы и нет? Конечно, мы не позиционируемся как интернет-компания, для нас это всего лишь одна из платформ — не более того.
— А где производить контент дешевле — у нас или на Западе?
— Хороший вопрос. После кризиса — может у нас и дешевле, и это будет выигрыш. Сейчас, например студийную съемку дешевле делать в Лос-Анджелесе. Мне лично по барабану, где будет производиться контент.
— Планируете активно заняться международной экспансией?
— Российский рынок сократился и будет сокращаться дальше, и я не вижу ни одной фундаментальной причины, по которой он нас бы удовлетворял. В прошлом году мы продали контента больше чем на $100 тыс. В этом году я поставил своему каналу задачу продаться в 100 стран.
— Но международная экспансия в вашем случае — это прежде всего продажа контента, а не создание совместных предприятий, например?
— Скорее, да. Но игровой рынок очень силен, и мы прекрасно знаем международных игроков — так что если есть возможность продавать там рекламу, то почему бы не СП. Но вкладываться в какие-то сторонние компании точно не будем.
«Вебпланета»
Источник: Медиа Атлас
|